телефоны для консультаций

+7 (495) 956 75 71 для Москвы
+7 (495) 956 71 83 для Регионов

Автозапчасти Аккумуляторы Аксессуары Автомобили Автомасла и Автохимия Инструмент Автоприцепы Шины и Диски Техника для Отдыха Техника для Сада Сервис Страхование
Автозапчасти Аккумуляторы Аксессуары Автомобили Автомасла и Автохимия Инструмент Автоприцепы Шины и Диски Техника для Отдыха Техника для Сада Сервис Страхование

Бизнес: Свято место пусто не бывает

Автомагазин ТЕХИНКОМ АВТОЗАПЧАСТЬ | СтатьиГлавным фактором, влияющим на рынок коммерческого транспорта России, является позиция банковских структур и лизинговых компаний. Что изменилось в посткризисный период, и куда устремили свой взор финансисты? Попробуем порассуждать на эту тему.
Кредит и лизинг всегда были основными способами покупки автомобилей. Но лизинговые компании более гибко, чем банки, подходили к рассмотрению сделок, закрывая иногда глаза на неудовлетворительное финансовое состояние покупателей, использование лизинговых схем позволяло им сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (24%) и принять к зачету НДС (18%) при троекратном увеличении скорости амортизации предмета лизинга. Хотя лизинговая ставка объективно больше кредитной, реальных затрат, благодаря налоговым льготам, получается меньше. Таким образом, лизинг предоставлял предприятию возможность развиваться значительно быстрее.
В 2008 году правила игры изменились. Как банки, так и лизингодатели подняли процентные ставки и ужесточили требования к заемщикам, перекрыв владельцам автопарков доступ к источнику финансирования сделок. Только свято место пусто не бывает.
Вялое кредитование
Осенью 2008 года банки начали повышать ставки и ужесточать условия выдачи кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. К концу года финансовый кризис заставил сократить количество программ, а то и вовсе от них отказаться. Банки стремились обеспечить себя ликвидностью, поэтому потребительские кредиты стали выдаваться на условиях, близких к запретительным.
Но ликвидность не зарабатывает денег, и во втором полугодии 2009 года жесткие условия пришлось постепенно смягчать. Переживший бум и резкое сжатие рынок автокредитования начал восстанавливаться. За последние несколько месяцев ставки по кредитам упали более чем на 5%, а спрос на них несколько увеличился.
Банки стали не только снижать стоимость кредитов, но и сокращать первоначальные взносы, увеличивать сроки кредитования, менее жестко относиться к документам, подтверждающим доходы заемщика, вернулись к кредитованию подержанных авто. Несмотря на некоторый подъем, спрос на автокредиты по-прежнему далек от ситуации полуторогодовой давности, что связано с ценовой политикой не только кредиторов, но и автопроизводителей. В целом объемы продаж на транспортном рынке не восстановились, однако доля автокредитов с начала прошлого года выросла по сравнению с концом 2008‑го и составила в среднем 18-20%.
Участники рынка отмечают изменение структуры спроса и клиентских предпочтений в сторону более недорогих автомобилей, что приводит к снижению средней суммы кредита. Спрос на технику среднего ценового уровня остался, а на дорогие автомобили несколько снизился, лучше стали продаваться подержанные иномарки.
Получить кредит на более выгодных условиях, чем предлагают стандартные банковские программы, можно, оформив кредит, предлагаемый банками в партнерстве с автопроизводителями. Эти программы и в условиях кризиса позволяют предложить клиенту покупку автомобиля по льготным процентным ставкам, поскольку производитель возмещает часть затрат банку.
Ряд иностранныех производителей открыли на территории России собственные банки («Тойота Банк», «Мерседес-Бенц Банк Рус»), другие разработали специальные программы совместно с российскими, укрепив их собственным брендом, — GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, PSA Finance, Volkswagen Finance, Sollers-Финанс.
Российские автопроизводители стали активнее продвигать собственные автокредитные продукты в 2009 году. Так, в конце мая Сбербанк России и Группа ГАЗ приступили к реализации совместной кредитной программы, которая распространяется на легкие коммерческие автомобили «Газель», «Соболь» и Maxus.
Учитывая, что большинство банков уже скорректировало свои программы, снижение ставок до конца этого года вряд ли будет существенным и составит не более 2‑3%. Программы без первоначальных взносов если и вернутся на рынок, то, скорее всего, в виде срочных специальных акции в рамках совместных предложений с дилерами: ведь кризис показал, что размер первого взноса из собственных средств напрямую влияет на платежную дисциплину заемщика.
Автомагазин ТЕХИНКОМ АВТОЗАПЧАСТЬ | СтатьиСебестоимость кредитных продуктов для банков по-прежнему остается достаточно высокой. И если в первой половине прошлого года по большей части на нее влиял такой фактор, как ликвидность, то сейчас доминирующими становятся стоимость фондирования и рост объема дефолтов. Несмотря на относительную стабилизацию экономики, говорить о том, что кризис миновал, рано. Риск неплатежей по займам еще велик. В условиях снижения маржи по кредитным продуктам банки предпочитают не проводить агрессивную политику, направленную на завоевание доли рынка, а стремятся к балансу между доходностью продуктов и разумным кредитным риском. Лизинг жив, лизинг будет жить!
Лизинг автомобильного транспорта показал наилучший иммунитет к кризису. По итогам 2009 года этот сегмент потерял меньше, чем другие виды лизинга, а в текущем году может пойти в рост. Аналитики ожидают увеличения объемов бизнеса на 10‑15% по итогам года.
Несмотря на оживление, которое началось в целом на рынке в конце минувшего года, лизинговым компаниям, в портфеле которых значительную долю занимают автотранспорт и оборудование, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося в 2008-м.
Среди различных видов транспорта больше всего пострадал сегмент грузовой техники. По оценкам специалистов, объем нового лизингового бизнеса по этому направлению в 2009 году снизился более чем на 80%. Около 70% потерял лизинг автобусов и коммерческой техники. Устойчивость к кризису проявил сегмент пассажирских перевозок: спрос на городской транспорт мало изменчив, а автобусные парки требуют регулярного обновления. Пассажироперевозчики давно используют финансовую аренду для приобретения новой техники, так что лизинг автобусов и микроавтобусов продолжит развиваться.
В 2009 году продолжился рост значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Когда на рынке было много денег, для клиента лизинг был лучше и удобнее многих банковских программ, а когда денег стало мало, положение лизинговых компаний существенно ухудшилось. Лизинг стал для банков дополнительным риском, и они ужесточили контроль над своими средствами.
На первый план для лизинговых компаний вышла борьба с неплатежами по уже заключенным контрактам. Работа с дебиторской задолженностью привела к формированию рынка подержанной техники. Если сотрудничество с лизингополучателем было по тем или иным причинам досрочно прекращено, и техника возвращена лизинговой компании, последняя предлагает приобрести ее в рассрочку или взять в аренду с дальнейшим выкупом. Главный плюс предложения в том, что в лизинг можно приобрести технику со значительной скидкой, не отвлекая при этом средства из оборота. К тому же, поскольку такая техника уже в собственности лизинговых компаний, на нее проще получить финансирование.
Оценив перспективы вторичного рынка, во второй половине прошлого года компания «Интерлизинг» объявила о создании «дочки», специализирующейся на торговле бывшей в эксплуатации техникой и работающей с лизинговыми компаниями и банками, заинтересованными в сбыте имущества.
В мае 2010 года «BSGV Лизинг» запустил совместный продукт с Росбанком. Данное предложение позволит представителям малого и среднего бизнеса получить среднесрочное финансирование в размере до 30 млн руб. на срок до 60 месяцев для приобретения и обновления коммерческого, грузового, представительского автотранспорта, оптимизации системы сбыта и доставки продукции. Предметами лизинга могут выступать только новые отечественные и иностранные автомобили, приобретаемые у официальных дилеров.
Хотя сегодня доля одобряемых заявок существенно ниже, чем до кризиса, этот показатель вырос более чем в два раза по сравнению с первым кварталом 2009 года. В 2010 году едва ли стоит ожидать значительного оживления в лизинге автотранспорта, учитывая прогнозы автопроизводителей. Исходя из общего улучшения экономических показателей, можно ожидать, по крайней мере, торможения падения в сегменте спецавтотехники. В то же время повлиять на ситуацию на рынке лизинга кардинально могли бы меры «сверху», такие, как изменение тарифной политики, пересмотр правил начисления амортизации, а также субсидирование продаж отечественного автотранспорта.
Альтернативная аренда
Помимо финансового лизинга разновидностью лизинговой практики, широко распространенной в Европе, является так называемый оперативный лизинг — финансовая аренда автомобиля на длительный срок. Эксперты прогнозируют развитие в 2009 году оперативного лизинга, который ранее недооценивался владельцами автопарков. Зачастую к нему клиенты прибегали только, когда у них не было необходимости выкупать предметы лизинга.
Оперативный лизинг особенно интересен сегодня, так как если при финансовом лизинге (который предполагает, что по окончании срока лизинга клиент выкупит автомобиль по остаточной стоимости) транспортная компания практически весь доход с автомобиля тратит на выплату лизинговых платежей и начинает зарабатывать, когда заканчивается договор лизинга, то при оперативном лизинге она начинает зарабатывать сразу, так как лизинговые платежи меньше на сумму выкупа.
Кроме того, обслуживание и ремонт осуществляются за счет лизингодателя, который заинтересован в том, чтобы автопарк клиента обслуживался качественно и своевременно.
Однако высокая степень риска со стороны лизингодателей накладывает отпечаток в виде относительно высокой стоимости услуги. Договор лизинга заключается на срок меньший, чем амортизационный период, обычно на год-полтора. Недоамортизированное имущество возвращается владельцу, т. е. лизинговой компании, и нет никаких гарантий, что оно будет востребовано в дальнейшем. Таким образом, риск по невозмещению остаточной стоимости объекта лизинга ложится на плечи лизингополучателя.
В Европе оперативный лизинг доступен даже физическим лицам, а в России только начинает развиваться. Повышение интереса к аренде коммерческого транспорта произошло на фоне стагнации лизинговых и кредитных сделок. Многие пришли к выводу, что целесообразнее арендовать технику под конкретные работы и вернуть ее арендодателю после их окончания: не надо платить за нее налоги, думать, что делать с ней дальше и на какие средства содержать.
Арендные компании разрабатывают антикризисные программы, ориентированные на клиентов.
Засматриваются на рынок аренды и крупные лизинговые компании. Их главная цель — предоставление полной линейки услуг, начиная от финансового лизинга и заканчивая арендой. Например, компания «Грузомобиль-Лизинг» запустила программу «Аренда техники без экипажа», среди преимуществ которой: самостоятельное выполнение работ компанией-арендатором без привлечения субподрядных организаций; отсутствие авансового платежа; оплата только первого и последнего платежей ежемесячной аренды техники, последний платеж возвращается арендатору по окончании договора; техника с установленной системой безопасности и мониторинга уже застрахована и зарегистрирована в ГИБДД и Гостехнадзоре.
Специалисты прогнозируют: рынок аренды в ближайшем будущем ждет серьезный скачок. Спрос на нее стимулирует выход на рынок новых предприятий и заметное увеличение парков техники основных игроков. В будущем на рынке аренды следует ожидать роста цен и ужесточения конкуренции.
В условиях конкуренции завоевание и удержание позиций арендного предприятия зависит не только от количества и качества техники. Компания будет успешна, если сможет предоставлять комплексный набор услуг — сдачу в аренду техники, ее доставку до места, а также сервисное обслуживание и ремонт. Важнейшим условием является разработка предложений, учитывающих потребности клиентов в большей степени, нежели предложения конкурентов, и предоставление клиентам товара более высокой потребительской ценности, либо предоставление дополнительных выгод, которые компенсируют более высокие цены.

Татьяна Натарова, директор по связям с общественностью ООО «Ниссан Мотор Рус»

Отсутствие свободных финансовых ресурсов на рынке привело к резкому удорожанию внешнего финансирования. В 2009 году в России работало всего несколько лизинговых компаний, предлагающих крайне высокие тарифы. Сейчас ситуация понемногу стабилизируется, на рынок возвращаются многие лизинговые компании, стоимость финансовых ресурсов снижается.
Интерес к лизингу был и остается достаточно высоким. Неоспоримые конкурентные преимущества имеет оперативный лизинг. Прежде всего, он позволяет детально планировать все расходы компании на будущие периоды, обновлять автопарк строго по запланированному графику, без дополнительных финансовых вливаний со стороны владельцев. Финансовый лизинг также имеет ряд сильных сторон, например, меньший размер ежемесячных платежей. Он намного более распространен и популярен. Возможно, через 3‑4 года соотношение финансового и оперативного лизинга будет 60/40, против почти 100% доли финансового лизинга сегодня.
В условиях текущего кризиса и нестабильности экономической ситуации любые финансовые механизмы приобретения спецтехники и коммерческого транспорта воспринимаются как зоны повышенного риска. Так, для компаний, которые не имеют постоянного потока заказов, использование таких схем становится не рациональным.
Выбор источника финансирования, безусловно, должен быть экономически оправданным. Для этого организации необходимо определить как интенсивность использования транспорта, так и предполагаемый срок эксплуатации, спрогнозировать расходы на страхование, То, внеплановые ремонты, топливо, зимнюю резину, мойку, топливо, налоги. После этого можно сделать прогноз стоимости владения ТС (руб./км). Стоимость финансирования по каждому из методов также может быть учтена в единицах руб./км. Только на основе анализа всех этих факторов компания определяет наиболее выгодный для нее способ приобретения техники и принимает окончательное решение.
Алексей Бизин, ведущий аналитик ОАО «Банк “Петрокоммерц”» Сравнение аренды с лизингом (финансовая аренда) или кредитом не совсем корректно. По сути, это два разных рынка. Арендными договорами компании пользуются, как правило, для краткосрочного периода использования техники, а кредит или лизинг предполагают долгосрочное использование активов.
Изменение потребительского спроса и его перераспределение между тремя сегментами, к сожалению, отследить невозможно — в России такая статистика не ведется. Однако можно утверждать, что доля лизинга за последнее время заметно возросла. Об этом свидетельствуют следующие данные: сегмент автолизинга — единственный среди всех сегментов широкого рынка лизинга по итогам 2009 года показал положительный прирост на 6,25%. Количество контрактов при этом увеличилось на 20%. Одновременно совокупный объем портфеля корпоративных кредитов в российских банках снизился за год на 0,2%.
К лизингодателям пришли компании, которые не смогли пройти тесты банковских риск-менеджеров и получить кредит в банке, а также нежелающие брать там кредиты под астрономические ставки с нижней границей 20% годовых. Собственно кризис ликвидности, трансформировавшийся в кризис доверия, помог лизинговым компаниям забрать часть клиентов себе.
Одновременно, поскольку основным источником фондирования лизинговой отрасли являются банковские кредиты, число заключенных лизинговых контрактов в 2009 г. сократилось в два раза.
Зачастую выбор способа приобретения основных фондов зависит от финансовой политики компании. И это вполне объяснимо. Классификация операции как лизинга позволяет предприятию, подготавливающему отчетность в соответствии с РСБУ, занижать сумму процентного долга и операционную рентабельность. Обратной стороной медали является рост других пассивов, в частности кредиторской задолженности. Кредит, в свою очередь, классифицирует все расходы по проекту как финансовые, что положительно отражается на операционной рентабельности, размере основных средств, но увеличивает процентный долг и налогооблагаемую базу.
Самой главной мотивацией при выборе источника финансирования должна выступать его стоимость, которая оказывает критичное влияние на прибыльность инвестиционного проекта.
Сергей Райлеян, генеральный директор «BSGV Лизинг»
Аренда, кредит и лизинг — это варианты использования автотранспорта без единовременного вложения большого количества собственных средств, один из которых подходит только юридическим лицам (лизинг). При лизинге и кредите финансовая организация с 99%-ной вероятностью запросит аванс в виде первоначального взноса. Обычно его размер составляет 10-30% от стоимости транспорта. Аренда в большинстве случаев аванса не предполагает, следовательно, не требует первоначальных вложений. Однако при длительном сроке пользования транспортом (мы рассматриваем равные условия для всех трех инструментов, поэтому возьмем за точку отсчета три года) аренда окажется самой дорогой. Ведь арендодатель не только закладывает в ее стоимость амортизацию транспорта и свою прибыль, но и берет на себя все эксплуатационные расходы. В случае любой поломки он обязан забрать автомобиль на сервис и предоставить замену на время ремонта.
Лизинг и кредит перекладывают заботы о поддержании автомобиля в работоспособном состоянии на плечи клиента, но являются несравнимо более дешевыми инструментами. Их стоимость включает в себя цену привлечения денег банком (лизинговой компанией), риска и маржу. При этом, в отличие от аренды, при оформлении кредита клиент сразу становится собственником транспорта, а при лизинге — по окончании договора лизинга.
Вместе с тем кредит — самый «неинтересный» инструмент для юридического лица, так как проигрывает лизингу по многим показателям. Например, при кредите организация может отнести на расходы только выплату начисляемых процентов, при лизинге — все платежи; при кредите происходит обычная амортизация транспорта, при лизинге — ускоренная, что означает быстрое уменьшение базы налога на имущество. Таким образом, при равной стоимости финансирования, лизинг, в конечном счете, оказывается дешевле и выгоднее.
Виктория Загоровская
Источник: http://www.park5.ru

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Новости
26.11.2014

АВТОВАЗ улучшил трансмиссию Lada Priora

АВТОВАЗ продолжает проводить обновления Lada Priora, как и других моделей, в течение всего жизненного цикла

19.11.2014

Lada Kalina отмечает 10-летний юбилей

Одному из самых популярных автомобилей в России Lada Kalina 18 ноября исполнилось 10 лет

17.11.2014

UAZ начал продажи обновленного Patriot

В России стартовали продажи обновленного внедорожника UAZ Patriot. Цены на новинку начинаются от 649 000 рублей. Собирается автомобиль на Ульяновском заводе

гильза (КАМАЗ)

гильза (КАМАЗ)

Артикул: 740.1002021

Цена: 636 руб

Подписка на новости компании
Опрос
Оцените качество магазина zp-avto.ru на Яндекс.Маркете.

Вход в личный кабинет:

Забыли свой пароль?
Регистрация частных лиц Регистрация юридического лица
Прицеп рессорная подвеска  Ш-1,2 м, Д-3,4 м

Прицеп рессорная подвеска Ш-1,2 м, Д-3,4 м

Артикул: АС34АВ

Цена: 51 188 руб

Дипломы:
АвтоДетальСервис ГАЗ
УМЗ 2 КамАЗ